Основная проблема понимания основ традиционной тибетской медицины

Основная проблема понимания основ традиционной тибетской медицины связанна с психологией.

Большинство людей интересующиеся тибетской медициной стремительно теряют к ней интерес, как только сталкиваются с необходимостью приложить хотя бы минимальные умственные усилия для ее понимания.

Мы готовы верить во что угодно, различные чудеса и мифы, только бы это не требовало от нас необходимости что-то там думать и анализировать.

Нам легче и удобнее считать, что на свете существуют какие-то тайные знания, узнав которые мы сразу же станем обладателями универсального средства решения всех наших проблем со здоровьем.

А то, что слепая вера в существование «чудесных исцелений» и не менее «чудесных средств» сыграет с нами злую шутку, нас не волнует.

Рано или поздно, в ситуации необходимости принятия ответственного решения относительно нашего здоровья, руководствуясь ложными взглядами и представлениями, мы, с большой долей вероятности, примем ошибочное решение.

Нетрудно предсказать все возможные трагические последствия подобного решения. Хотим мы того или нет.

Но для того, чтобы осознанно и эффективно применять на практике весь потенциал заложенный в тибетской медицине, необходимо приложить немалые умственные усилия для понимания основных категорий и принципов, лежащих в ее основе.

Для человека с западной фармацией мировоззрения и иными культурными традициями, при знакомстве с основами традиционной тибетской медицины, встает проблема адекватной интерпретации и понимания индо-тибетских медицинских текстов.

Это связано с тем, что многие тибетские термины не могут быть однозначно переданы средствами русского языка при переводе.

Современная западная научная мысль руководствуется совершенно иными мировоззренческими концепциями и теориями при соотнесении определения медицинских терминов с их смысловым содержанием.

Так, например, для читателя с западным мировоззрением утверждение в 3-й главе 2-го тома Чжуд-ши, что «болезней три – ветер, желчь и слизь» будет казаться нелепой.

Для тибетца же подобное утверждение будет естественным.

И дело не в том, что западный читатель обременен какими-то современными элементарными представлениями о причинах болезней.

А в том, что каждый из них, в своих представлениях, исходит из абсолютно разных мировоззренческих систем взглядов на мироустройство.

В основе мировоззрения тибетца лежат буддийские представления модели мира.

И для него, такие понятия, как махабхуты и дхату являются чем-то само собой разумеющимся и не требующим каких-либо дополнительных пояснений.

Поэтому утверждение о том, что причиной, порождающей ветер, желчь и слизь являются страсть, огонь и неведение будет таким же естественным, как и утверждение, что все многообразие известных болезней является лишь проявлением махабхут в дхату тела человека.