Личный опыт применения кейс и интернет технологий в преподавании клинической фармакологии

В 2016 году, впервые столкнувшись с необходимостью преподавания клинической фармакологии для студентов обучающихся по специальности «лечебное дело» медицинского колледжа, мне пришлось на личном опыте испытать все трудности внедрения кейс и интернет технологий в процесс обучения.

Во многом благодаря активной поддержке и пониманию со стороны директора и заведующей учебной частью колледжа я был избавлен от многих, неизбежных в данном случае, административных проблем связанных с необходимостью согласования вводимых мною методов и технологий на практике.

Первое с чем мне пришлось столкнуться – это катастрофически низкий уровень знаний студентами базовых клинических и пара клинических понятий лежащих в основе клинического мышления.

Формально подавляющее большинство студентов уверенно владели фактическим материалом и имели достаточно четкое представление обо всех изучаемых по программе нозологиях.

Проблема состояла в отсутствии у студентов навыков применения полученных знаний на практике — «у постели конкретного больного».

Создавалось впечатление, что за отдельными «деревьями» клинических фактов студенты не умели видеть «лес» нозологий конкретной «местности».

К тому же, большинство студентов имело поверхностное представление о патогенезе основных симптомов и синдромов, определяющих клиническую картину, что, в свою очередь, вызывало определенные затруднения обоснования выбора лекарственных средств.

Во-вторых, принятие решения в реальной клинической ситуации во многом определяется опытом и интуицией. Но, именно опыт и интуиция – это то, что приходит с практикой и априори не предполагается у студентов.

В данном случае, я столкнулся с необходимостью познакомить студентов с основами теории принятия решений и теорией функциональных систем.

В-третьих, на первых же практических занятиях выяснилось, что у всех студентов полностью отсутствовало понимание, где и как искать актуальную достоверную специальную информацию с использованием современных средств (смартфонов, планшетов и ноутбуков).

Кроме того, необходимо было научить студентов основам системного анализа собранной информации, принципам организации и методам оперативного использования собственной базы данных на практике.

В-четвёртых, передо мной очень остро встал вопрос о выборе основного метода обучения, с учетом количества часов заложенных в программе по клинической фармакологии.

По моему глубокому убеждению, основной целью курса клинической фармакологии является формирование основ клинического мышления будущего специалиста.

Поэтому, я выбрал моделирование реальной клинической ситуации, как основу для проведения практических занятий.

В свою очередь, практическое применение кейс-метода привело к пересмотру и адаптации всей программы по клинической фармакологии.

В-пятых, в идеале, определенной теме практических занятий должна предшествовать аналогичная тема лекции. Но, на практике вначале был прочитан весь лекционный материал и только потом начался цикл практических занятий.

Кроме того, темы, изучаемые на занятиях по клинической фармакологии, небыли синхронизированы с темами по клиническим и пара клиническим дисциплинам.

Неизбежные теоретические пробелы приходилось устранять за счет времени практических занятий, что существенно влияло на объем изучаемого материала.

В-шестых, я столкнулся с тем, что в самой программе отсутствовал точный перечень, как самих заболеваний, так и изучаемых лекарственных средств.

По вполне понятным причинам, в рамках одной краткой статьи невозможно перечислить и проанализировать все те проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться.

Отмечу только, что с самого начала я предложил самим студентам выбрать тот метод обучения, который они посчитают для себя наиболее оптимальным.

Между мною и студентами была устная договоренность, что при малейших сомнениях с их стороны в эффективности усвоения изучаемого материала я буду готов вернуться к «классической» форме обучения на любом этапе «эксперимента».

Но, самым ценным для меня лично было услышать мнение и оценку самих студентов, после того, как был пройден дифференцированный зачет и уже были проставлены отметки в зачетные книжки.

Обмен мнениями между мною и студентами проходил в не формальной обстановке. Практически каждый студент имел возможность высказаться и дать свою личную оценку проведенного с их непосредственным участием «эксперимента», без опасения «последствий» со стороны преподавателя. Надо сказать, что практически все студенты воспользовались такой возможностью.

Если быть кратким, резюмируя все впечатления и оценки студентов о проведенном «эксперименте», то всё сводилось к следующему:

Вначале для всех студентов было не привычным, что не было необходимости, что-то записывать за преподавателем.

Практически весь материал лекций и практических занятий был опубликован на специально созданном мною сайте.

Кроме того, на сайте были опубликованы, как сам учебник, так и весь дополнительный учебно-методический материал.

На первых порах это вызывало у студентов определенные трудности в выборе приоритета чтения.

Не менее не привычным было и то, что, как на лекциях, так и на практических занятиях, основным «рабочим инструментом» были не учебник, тетрадь и ручка, а смартфон и планшет.

Весь необходимый демонстрационный материал студентам приходилось самостоятельно находить через «поиск» в интернете.

Кроме того, первоначально вызывало приятное удивление со стороны студентов, что им не запрещалось использовать любой источник получения информации (учебник, методички, интернет и т. д.) при подготовке к ответу (тестовый контроль, ситуационная задача и т. д.).

Однако твердо фиксированное время и объем выполнения задания очень быстро избавил всех студентов от иллюзии возможности успешно преодолеть этот барьер, будучи не подготовленными.

Но, что особенно понравилось всем без исключения студентам, так их непосредственное участие в моделировании реальных клинических ситуаций.

Практически всеми студентами отмечалась оптимальность освоения наиболее сложных и трудных теоретических вопросов изучаемой темы при разборе конкретных клинических ситуаций, которые моделировали сами студенты.

В заключении я приведу высказывание одной студентки, с которой согласились все без исключения: «Мы начали понимать, как надо думать».

Даже слова заведующей учебной частью о том, что по мнению преподавателей клинических дисциплин после прохождения курса клинической фармакологии студенты стали осознанно и обоснованно выбирать лекарственные средства при назначении терапии, лично для меня небыли столь значимыми, чем высказывание этой студентки

Назад

Print Friendly, PDF & Email

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.